Мой университет

Всё, теперь я больше не студент. Петрозаводский государственный университет, исторический факультет,       архивоведение и 5 одних из самых лучших лет жизни — позади. 
Мой путь на исторический определили любовь к этому предмету и замечательная школьная учительница по истории Наталья Александровна Шевелева. После защиты диплома она стала первой, к кому я пошёл. 
Хотя в школе учился, если судить по оценкам, плохо: в школьном аттестате четыре тройки, а если судить по своему ощущению — не в напряг, спокойно.
Из школы в университет
Но поступить в университет я действительно хотел. И вторую половину 11 класса усиленно готовился к ЕГЭ по обществознанию и истории. Обществознание нужно было для поступления на социологию и политологию, куда я в итоге проходил платно. Позже, обучаясь и узнавая особенности обучения на истфаке и факультете социальных и политических наук, я ни разу не пожалел, что в итоге прошёл именно на исторический.

Отлично помню эйфорию от университетской жизни на первом курсе. В сравнении со школой здесь безусловно было больше свободы, больше разумного и больше жизни. Некоторых это сгубило, а для меня стало питательной почвой. Помню своё потрясение, когда преподаватель Древнего Мира обратилась к нам как к коллегам, на "Вы", как к личностям.
Окончательно я оторвался от школы после первой сессии, когда неожиданно для себя сдал сессию на пятёрки. Неожиданно потому, что никогда не был отличником и в принципе всегда учился по-принципу "лишь бы не 2" в школе, и "главное чтобы стипендия была" в университете.
Стипендия
Да, стипендия и материальное вознаграждение стали для моей алчной натуры меня мощнейшим стимулом. Позже я ещё два года получал Оксфордскую стипендию. Т.е. с учётом повышенной и Оксфордской стипендии мой ежемесячный доход от успешной учёбы составлял от 5 до 7 тысяч рублей. А с учётом дополнительных выплат от университета на карту за месяц могло набежать и 20 тысяч. Желание получать хоть какие-то деньги превратилось в осознание необходимости иметь постоянный доход, что трансформировало моё сознание в сторону начинаний в бизнесе.
Личное время
Я убежден, что если бы я не зарабатывал дополнительно, если бы не был включен в активную общественную жизнь, если бы не интересовался происходящим в мире, то я не смог бы учиться успешно. Именно постоянная самозанятость не только развивает интеллектуальные способности, но и учит планировать, жить в постоянном драйве и легко воспринимать стрессовые ситуации. Я мог пропустить несколько дней учебы, но это никогда не было связано с ленью и никак не влияло на конечный результат. 
Общественная жизнь
Однажды один человек спросил у меня:
— Зачем тебе всё это? Общественная жизнь, газета. Один геморрой, да ещё и денег не платят. 
Не буду перечислять всех благ от общественной деятельности, но о ней точно нельзя жалеть. Пожалуй, это было одно из самых веселых событий в университетской жизни. В основном конечно она строилось вокруг газеты, которую мы делали с замечательными девушками Вероникой, Ирой, Алиной, Женей и многими другими студентами исторического, авторами газеты. Я был верстальщиком. За несколько лет мы выпустили 12 выпусков "ПРОстых ИСТин" (так называлась газета).
Были интересные, веселые и сложные времена. С одной стороны мы оказывались в курсе почти всех важных событий на факультете и освещали их, а с другой были под огнём критики. Не все выдерживали. Уходили. 
Особенно сложно было после того, как мы ушли из-под студенческого профсоюза (Профкома): был опубликован опрос студентов, где звучали не самые лестные отзывы о деятельности этого органа. Тот выпуск даже ксерокопировали и тиражировали на других факультетах. Профсоюзные "лидеры" были в ярости: требовали предварительной читки газеты, (т.е. цензуры), намекали на неприятности. Но выстояли: средства на газету стал выделять деканат исторического факультета. 
К сожалению, не удалось передать газетное дело следующему поколению студентов и газета прекратила своё существование. Однако её выпуски можно по-прежнему прочитать здесь. Газетная деятельность позволила ближе познакомиться с удивительными и интересными людьми на историческом: как с преподавателями, так и со студентами.
Профком
Я рад, что обошёл эту профсоюзную организацию стороной, не стал вступать туда. Конечно, я лишился многих материальных благ и халявы, ради которой многие туда вступали. Но зачем состоять в организации, которая вовсе не является по факту профсоюзной? Зачем вступать в организацию, члены которой осваивали между своими друзьями "материальную помощь", в то время как действительно нуждающимся, но не приближенным, особо ничего не доставалось? 
Да и не совсем понятно было что делают в руководстве студенческой организации далеко не первой свежести бывшие студенты.
В общем, как мне показалось, при товарищах Косенкове, Прохорове и Бутенко профсоюзная организация явно лишилась смыслового наполнения, превратившись в тусовочное сборище, мыслящих вместе с генеральной линией. Конечно, и сейчас профкому нужен сильный умный лидер. 
Возможности
К счастью, в университете работали и другие куда более мощные социальные лифты, представляющие собой море возможностей: различные программы, лагеря, обмены, визиты и множество других "потоков" позволяли нащупать каждому, кто сделал хоть небольшой шажок, Большой мир. 
Для меня же, пожалуй, таковыми подъемами стали два "потока", "лифта".
Первый — психолого-философская школа "Светлое озеро" среди Оксфордских стипендиатов. Я попал туда немного случайно, но тот потрясающий интеллектуальный и коммуникативный опыт перевернул меня! Я общался с лучшими студентами России. Это был момент, когда я понял, к чему мне нужно стремиться, когда я понял, что всё — в моих руках.
Второй — Студенческий бизнес-инкубатор. Помимо ценных знаний я чётко осознал, что все разговоры про то, что у нас нет будущего — чушь. На самом деле просто нужно сосредоточиться на своём деле, чем я и занялся.
Таким образом, университет стал аккумулятором великолепной среды и окружения, в котором нет места регрессу. Но, опять же, только для тех, кто смог сделать хотя бы небольшой шаг вперед.
Поездки
Конечно нельзя не упомянуть две отличнейшие поездки, организованные университетом.
Первая — в Санкт-Петербург на осеннюю археографическую практику. Мы отправились туда большим составом группы и провели почти неделю вместе. Самой практики было немного, а что было — было действительно интересным. Остальным временем мы могли распоряжаться по своему усмотрению. А что может быть лучше, чем свободное время в Питере?
Вторая — поездка на IV курсе в августе в Крым, в Севастополь в составе почте двух десятков человек от исторического факультета! Море, солнце, история, ночные прогулки, фотографии, общение, фрукты и много приключений. Это действительно было восхитительно и запоминающе, и стало одним из главных событий околоуниверситетской жизни! Думаю, буду долго ещё вспоминать те прекрасные времена.
Время, когда я хотел уйти
Несмотря на всё это, было время, когда я хотел уйти из университета. Время эйфории на первом курсе сменилось жестким разочарованием, и, как понял впоследствии, просто осознанием того, что вряд ли меня устроят в профессиональном плане те специализации, по которым я обучаюсь. Я не представлял себя сидящим в архиве до глубокой старости.
Я всерьез думал о переходе на заочное обучение. И одним из аргументов было то, что это ещё больше подстегнет меня к зарабатыванию денег. Даже обсуждал это с зав.кафедрой, замечательным человеком Александром Алексеевичем Кожановым. 
Моя группа
Но я не ушёл. А все 5 лет проучился на очном отделении. И одной из причин стало то, что у меня была великолепнейшая группа, самый дружный коллектив, в котором я когда-либо был. Особенно часто мы встречались вместе на 1 курсе, потом реже, но каждая встреча была тёплой и проходила не зря. 
У нас была отличная староста — Женя Задруцкая. Думаю, группа ни разу не пожалела в своём выборе сделать Женю старостой. Она замечательно справлялась со всеми организационными обязанностями.
Очень было жаль, когда кто-то по разным причинам покидал нашу группу: Денис, Лёша. Катя, Макс, Жанна, Лера, Ян, Вадим, Вова.
В некоторых группах я наблюдал чёткое разделение на маленькие коллективы внутри группы, которые между собой  могли не общаться, а то и враждовать. У нас тоже все разделились на маленькие группы, но никто, думаю, не ощущал себя изолированным.
Конечно, не забуду как я ржал смелся на I-III курсах на лекциях. Думаю, одногруппники помнят))) Сначала с Максом, потом с Денисом и Ильей. Лекции бывали скучные и мы переписывались о всякой ерунде. На самом деле до сих пор стыдно перед преподавателем социологии, на парах которого я особенно загибался от смеха.
Надеюсь, встречи с группой ещё будут.

Преподаватели

На самом деле очень повезло с преподавателями.
В первую очередь конечно хочется отметить Валентину Владимировну Волоховой, которая была моим научным руководителем все 5 лет обучения в университете. Она у меня какое-то время преподавала в школе историю Петрозаводска и я очень рад, что продолжил обучение у неё в университете. Помню, что захотел к ней попасть после того, как узнал, что она действительно занимается научной работой со студентами. Это меня и привлекло и оказалось чистой правдой. Думаю, у неё в научился очень важному: формулировать свою мысль и излагать её структурировано.
Были ещё преподаватели, оказавшие на меня неизгладимое впечатление и наибольший вклад в моё образование.Светлана Николаевна Филимончик, Александр Файзрахманович Юсупов, Иван Владимирович Савицкий, Игорь Николаевич Данилевский, Андрей Изыдорович Бутвило, Ирина Юрьевна Бисерова. И список можно продолжить.
Конечно, были и слабые преподаватели, но не хочется о них писать.

Вместо заключения

О многом ещё хотелось бы написать, но уже итак выходит длинно. 

Университет окончен. Я получил красный диплом, хотя вовсе не шёл к нему и не хотел его. Гораздо большим достижением для меня было получение стипендий и тот факт, что в моей студенческой жизни было всего две пересдачи: зачёты по экономике (воспринял как иронию судьбы) и историография западных стран.  

Я не знаю, является ли студенчество лучшим периодом в жизни, но то, что одно из лучших — это точно. И теперь одна из моих задач в том, чтобы этот неповторимый студенческий дух был со мной на протяжении всей жизни. 


Я с мамой и своей девушкой после вручения диплома.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.