— No corruption, no crime, — говорил нам О причинах расцвета ОАЭ улыбчивый гид из Туниса, когда мы ехали по Дубаи.
— No Putin, — добавили мы.
Путина, к слову, здесь уважают. По-восточному. «Ooo, Putin, Lavrov!» — кажется, лет 20 назад звучало бы как «Perestroika, vodka».
Перестройка, Путин, коррупция. К чему это, ведь речь о Дубаи?
Автобус ехал 90 км в час по шоссе без пробок, под теплым солнцем. Слева и справа стояли небоскребы. Минута, две, три — мы по-прежнему ехали вдоль небоскребов на хорошей скорости.
Гид держит в руках портрет шейха Зайеда и продолжает:
— Однажды шейх Зайед отказался от самой огромной взятки в мире, эквивалентной сейчас полумиллиарду долларов. За это его даже занесли в «Книгу рекордов Гиннеса».
Пропаганда не дремлет, но ведь и мы не мультики смотрим.
У обывателя ОАЭ ассоциируется с нефтью. Повезло арабам! Повезло и правда, но почему же сейчас доля нефтегазовых доходов Дубая составляет…. 6 (шесть) %?
И главное — за счёт чего существует Дубаи, если налоговые поступления дают только 19% дохода бюджета?
Попробуем разобраться.
Бесплатное образование
Все граждане страны (коренные жители), включая женщин, имеют доступ к бесплатному образованию в любой точке мира. Да, за счёт государства можно получить самое лучшее образование.
Воспользовался этим и шейх Мохаммед, сын эмира Дубая, окончив Кембридж. В 1985-м, когда у нас начинается Перестройка, шейх Мохаммед создаёт первую авиакомпанию — Emirates Airline. Она привлекает всего 10 млн долларов государственных инвестиций, не потратив дальше ни цента из казны. Сейчас Эмирейтс знает каждый.
Вместе с развитием воздушной транспортной инфраструктуры, в 1991 году создаётся единый мощный морской порт Дубая. За короткое время Дубаи становится центром грузовых и пассажирских перевозок, предлагая свою территорию и инфраструктуру как логистический центр между Западом, Востоком и Африкой. Хотя, замечу, с успехом это могли бы сделать ещё десяток стран, учитывая географическое положение ОАЭ. Но дело не только в создании инфраструктуры.
Много дешевых денег
Мы приехали в Эмираты в феврале 2018-го, и это был второй месяц, когда вся страна жила с новым налогом (5% НДС). До этого налогов в ОАЭ, извините, не было (исключение: нефтегазовые компании и иностранный банковский сектор).
Иными словами: все заработанное вами — ваше. Ни налогов на недвижимость, ни налога на доходы физических лиц, ни налогов с зарплат.
Интересно? Ещё бы! Мировой финансовый рынок подумал так же, и в страну хлынуло много денег, которые вкладывались во всё новые и новые предприятия.
Где деньги — там и роскошь. Дубаи с 2000-х годов становится центром торговли бриллиантами и золотом, в чем мы убедились лично, прогулявшись по Рынку Золота. Выглядит он просто: идешь по обычным улицам, разглядывая витрины. А за стеклом Звезда Таиба — самое большое в мире золотое кольцо весом 64 килограмма.
Ну или сотни других украшений из золота.
Особенно золото в розницу полюбилось жителям Индии — это один из главных экономических партнеров ОАЭ.
Туризм, строительство и недвижимость в Дубаи
Порты, логистика, компании — это всё хорошо. Но ещё лучше, когда приезжает много туристов с деньгами. Во-первых, приезжает. Во-вторых, чтобы было зачем приезжать, нужно что-то создать (это не Россия, где природой создано безумное количество невостребованных шедевров).
Сейчас самое известное и высокое в мире здание тоже в Дубаи — Бурдж Халифа. Высота — 828 метров.
И 7-звездочный отель Бурдж-Аль Араб («Парус») с интерьерами в золоте.
И самый крупный в мире торговый центр — Дубай Mall.
Ведь если смотреть не на что, а туристы нужны, необходимо создать что-то невероятное!
Что самое поразительное — государство при этом имеет контрольный или блокирующий пакет в долях компаний. Иными словами, любая компания не принадлежит владельцу полностью.
Но арабы поняли не самую выгодную для бизнеса сторону таких инвестиций и в 2002 году ввели «фрихолд» — возможность в том числе иностранцам навсегда и полностью владеть участками земли, недвижимостью. Фрихолд передается по наследству и в ходе продажи.
Всё это подстегнуло ещё более активное строительство, включая знаменитые насыпные острова. В настоящий момент в Дубаи находится 25% всех строительных кранов мира!
Всё это позволило привлечь в один Дубаи (город) около 20 млн туристов за год. Столько же, сколько в огромную Россию.
Государственные услуги — основной источник доходов бюджета
Когда вник в эту тему, не мог поверить. В нашей действительности все привыкли, что главный источник доходов — налоги. Государство выступает надзирателем, устанавливая определенный процент в свою пользу за финансовые операции физических лиц и бизнеса.
Можно жить по-другому.
Государство может быть не просто надзирателем, а предпринимателем. Продавая свои услуги: визы, разрешения на строительство, лицензии. Хотя и доля прибыли от надзирания тоже высока: в ОАЭ построена одна из самых умных систем отслеживания нарушений на дорогах, что приносит немалые деньги в бюджет.
Правительство Дубаи на этом не останавливается. На очереди — проект смарт-правительства, развитие инфраструктуры, мега-проекты. Но это уже другая история.
И маленькая деталь в конце. Когда мы улетали из Дубаи, самолёты поднимались каждые 10 минут. Аэропорт Дубаи — тоже самый. Самый загруженный в мире.
P.S. Хочу особо отметить, что мне не всё в эмиратской системе нравится. . Как экономической, так и политической. Хотя некоторые мои внутренние шаблоны эта страна разрывает. Созданное не может не вызывать восхищения, как и любая победа интеллекта и предприимчивости.