Сейчас наконец-то читаю книги, которых всё никак не мог прочитать в течении учебного года. Одной из первых прочитанных книг стали воспоминания "представителя высшей управленческой элиты Российской империи" Сергея Николаевича Палеолога — "Около власти. Очерки пережитого". Не могу удержаться, не процитировав большой, но столь актуальный сейчас отрывок из его воспоминаний:
"Я всегда искренно негодовал на отдел придворной печати и придворную цензуру. Следует поражаться, как бесталанно, нежизненно и, скажу, вредно исполняли они свое важное назначение. Что читала большая публика о Царе? Парады, торжества, праздники, юбилеи, балы, выходы, смотры, маневры. О каких словах и действиях Царя сообщал этот пресловутый отдел печати? "Пью здоровье славного лейб-гвардии такого-то полка"… Обращалось внимание только на внешнюю, показную сторону царской жизни, на блеск, звуки труб и фанфар, мишуру. А что же давали душе народа? Знал ли он, что делал, чувствовал и переживал изо дня в день в тиши своего кабинета наш добрый и любвеобильный Царь? Почему эта строгая, неразумная и тупая цензура не считалась с психологией общества, с запросами населения и замалчивала все, что могло в созании масс вознести Царя на подобающую высоту? Я неоднократно поднимал вопрос, чтобы наиболее яркие резолюции, проходившие через мои руки и характеризовавшие работу и сердце Царя, делались достоянием повременной печати. Напрасные усилия! Придворная цензура, руководимая далекими от жизни, косными и мертвыми людьми, упорно питала своими сообщениями критику, направленную против Царя, и замалчивала все, о чем следовало кричать и, в интересах Монарха, публиковать во всеобщее сведение."
Я никогда не понимал закрытую от общества власть. Не говоря уж о том, на каких собственно основаниях она закрывается, всегда поражался глупости подобного закрытия. Очевидно, что та власть, которая делает вид, что она публична, открыта, которая как бы пускает обывателя к себе — будет пользоваться у населения гораздо большей поддержкой и пониманием. Население, увидев такую открытую власть, подумает — да, она "наша", "своя". Вероятно, такое мышление и не нравится тем, кто стремится закрыться. Ведь тогда, при закрытой власти, создаётся ощущение неприступности, элитарности и строгой корпоративности. Другими словами: "нечего вам, народ, смотреть на нас (т.е. претендовать на нашу власть)". Открытая же власть говорит иначе: "Граждане, вы видите, что мы — такие же, как и вы! Так что принимайте активное участие в строительстве нашей жизни".
Потому меня просто ввёрг в восторг вот этот снимок президента США Барака Обамы:
Полное нарушение этикета, политической иерархии и проч. и проч. Снимок показывает: Я, Обама, хоть и президент, но такой же как и вы, граждане. Потрясающий снимок. Такие и прибавляют электората, такие и делают власть открытой, такие и предотвращают Потрясения.