Погружаясь в историю своей семьи, понимаю, что ответ на вопрос выше — не однозначный.
В какой-то момент осознаешь, что своих родственников, о которых раньше не знал, можно искать по спискам погибших.
Историю страны восстанавливаешь через рассказы выживших, через архивы российские и иностранные.
— Первый тост — за не вернувшихся…, — дед еле сдерживал слёзы, комок стоял в горле. На 9 мая всегда первым делом вспоминали погибшего отца, брата, переживших блокадный Ленинград и многих других…
Однажды я спросил у деда:
— Что тебе больше всего запомнилось во время войны?
И он рассказал об убитой под Сталинградом молодой и красивой девушке, лежавшей синей в мёрзлой холодной земле.
Бабушка, узница финского концлагеря №2 в Петрозаводске, вспоминала об избиениях маленьких детей финнами веревками с гайкой на конце. До смерти.
Очень страшное время.
Но потом начинали вспоминать, как познакомились друг с другом, как гнали немцев и финнов. Как возвращались в родные места. Как всё это стало возможным благодаря Победе.
Но — праздник ли Победа? С 27 миллионами погибших? Наверное, не совсем это правильное слово — праздник, для такого события.
Вернее, конечно же праздник, но со слезами на глазах.
Возможно, именно в этой старой, но очень точной формулировке, и заложено наиболее верное отношение ко всему произошедшему. Возможно, именно такое отношение и позволит осознать, что хорошие жилищные условия — лучше праздничных концертов, открытие информации о погибших и участниках — лучше георгиевских ленточек, а "Бессмертный полк" — лучше танков в Москве.