Рискну предположить, что в ближайшие 15-25 лет общественное и государственное устройство сильно изменится под воздействием наступления Интернета вообще и социальных сетей в частности.
Поясню.
В последнее время я в своём твиттере три раза писал крупным компаниям на разные темы. Например Билайну:
@beeline_rus почему вдруг повысился тариф "Всё включено. Безлимит"??? До 20 рублей в день! Что за свинство? Я очень зол(((
— Mikhail Meshkov (@mishameshkov) апреля 1, 2012
В итоге мне порекомендовали более выгодный тариф и проблема решилась.
Потом у меня сломался телефон, и я отнёс его по гарантии в Евросеть, где мне сказали, что он придёт через 45 дней. 45 дней без телефона достаточно непросто, поэтому хотелось, чтобы ремонт произошел быстрее. И опять я в твиттере написал:
Сижу второй день без телефона 🙂 Надеюсь @euroset_company его быстро починят, а то уже начали намекать, что 45й день только починят((((
— Mikhail Meshkov (@mishameshkov) октября 22, 2012
В итоге со мной связались из "Евросети" и замечательная сотрудница по имени Ядвига была постоянно на связи и, как я понимаю, способствовала быстрому решению вопроса. Телефон ремонтировался был у меня уже через 29 дней.
Конечно примеры выше — частности. Но есть и другие примеры успешного решения вопросов через социальные сети. Ведь от того, как компания, которая всё-таки присутствует в социальных сетях, умеет гасить негатив и оперативно решать возникшие проблемы, зависит её публичная репутация. Социальные сети — это мощнейший инструмент влияния на рейтинги, умы, настроения и капитализацию.
Если раньше нужно было куда-то идти, что-то писать или звонить, т.е. проходить определенную бюрократическую процедуру, то теперь бюрократии просто нет. А ускорение заградительных механизмов приводит к ускорению процессов, к эффективности.
Поэтому не случайно первыми эти механизмы начал успешно осваивать бизнес, почувствова как выгоду, так и угрозы для себя в случае их игнорирования.
Но я также не сомневаюсь в том, что эти же механизмы приведут к изменению государственного управления. Конечно, сейчас трудно себе представить, что написав Вконтакте на странице В.Путина или Д.Медведева что из-за глупого закона матери погибших до и после 16 января 1995 г. в Чечне получают разные суммы компенсаций, закон будет хотя бы заново проанализирован. Однако уже сейчас есть механизмы, позволяющие в случае массового голосования населения по какому-либо вопросу, обязывать власти реагировать на вопрос не просто отписками. Например посредствам сайта Демократор.ru. Всё это в общем-то и называется электронной демократией.
Выборы и референдумы, одобрение, возмущение, получение лицензий, документов, решение глобальных и частных вопросов через интернет — не фантастическая вещь уже сейчас. Чиновник будущего, а он конечно же останется, — это технологически, юридически и информационно компетентный специалист, чья деятельность абсолютно прозрачна и может быть проконтролирована другими гражданами. Т.е. взаимодействия граждан, обществ и институтов происходит на другой платформе, требующей других специалистов, технологий и общественных связей.
Конечно всегда существует шанс узурпации даже самой прекрасной идеи, однако в данном случае общественый запрос на подобные изменения пересилит инерцию государства, потому что использование социальных сетей входит в привычку, в привычку в том числе и тех, в чьей компетенции внедрение подобных механизмов в государственное устройство.
В конце-концов архитектура взаимодействия в социальных сетях даёт ясное понимание, что многие вещи можно сделать очень просто и эффективно, а существующие неэффективные инструменты остались по какому-то недоразумению и инертности и их нужно менять.