Иногда очень жалею, что не получается в дневник написать то, что хочется. Наиболее частая причина этого – нехватка времени. Но иногда причиной неписания является то, что мысли, которые я хочу изложить, являются слишком неоформленными и неаргументированными. Впрочем, и написанное ниже не имеет сильной аргументации. Я просто даю волю своим давнишним размышлениям.
А жалею потому, что позже вижу, как некоторые мысли начинают подтверждаться.
Впервые мысль о возможном кризисе, коллапсе мировой системы возникла у меня месяцев 8 назад. Конечно, я тогда не думал о том, что будет финансовый кризис, потому что в экономике я почти не разбираюсь. Не понимаю природу фундаментальных процессов.
Так вот. Я думал не о грядущем финансовом кризисе, я думал о том, что будет общий кризис почти всего. Сейчас слышу робкие голоса, что современный финансовый кризис – это лишь часть кризиса вообще.
Но с чего вдруг стал возможен этот всеобщий кризис? Первое, о чём я подумал – это кризис в науке. Сейчас в мире очень много научных парадигм, теорий. А в соответствии с теорией о смене научных парадигм, есть три стадии (воспроизвожу по памяти). Единая теория – множество теорий – научная революция и так по кругу. Были научные революции в эпоху Возрождения, в 17 веке, в начале 20 века и в середине 20 века. Каждая революция приводила к тому, что вперёд существенно вырывалась какая-либо наука или её отрасль. Физика, атомная физика, биология и т.д.
Мне кажется, что исходя из ещё предстоящего кризиса науки, вперёд уйдет психология или биопсихология. И вполне может быть, что мы приблизимся к ответу на вопросы о смерти, душе и других явлений, которые сейчас серьезно в науке не рассматриваются.
Второе – смена политического мироустройства. Очевидно, что сейчас в мире к власти приходят политики нового поколения, с новым мышлением, с новой идеологией. Николя Саркози – по Франции, Барак Обама – в США (я очень надеюсь, что Обама станет президентом), Ю.Тимошено на Украине (долго она к вершинам власти идёт), Дмитрий Медведев в России (имею ввиду именно команда Медведева, а не Путина), в какой-то степени Ангела Меркель в Германии.
Что нового принесут эти политики? Трудно сказать. Мне кажется, изменится и уравновесится баланс политических игроков. Причем если раньше их было 2-3 (США, СССР, Европа), то сейчас таковых станет много больше. Время диктата какой-то одной страны подходит к концу, а судьбы мира будут теперь решать больше стран. Хотя нельзя исключать и того, что мир всё равно найдёт способ поделиться по типу второй половины 20-го века: страны соц.лагеря и члены НАТО.
Однако чего я больше всего боюсь, так это крупномасштабной войны. Создаётся впечатление, что многие военные столкновения последнего времени – это подготовка к чему-то большему. Вполне может быть, подготовка и не преднамеренная, но ведёт она именно к большой войне. Если она (война) случится, то вероятно «обновление» мира произойдет именно после неё.
Но всё-таки, когда у меня спрашивают: будет ли Третья мировая война, то я не знаю что ответить. Хочется ответить скорее положительно, даже дата появляется – примерно 2014 год, но всё же испытываю какой-то внутренний протест. Надеюсь, он вызван тем, что будет не крупномасштабная война, а просто большая «ломка» мировой системы.
Третье. В области культуры, философии и литературы в частности, мне кажется, складывается какой-то новый целый пласт дарований, талантов, уровня предшествующих «золотых», «серебряных» и т.д. веков. Может быть они нужны как раз для того, чтобы описать, засвидетельствовать и осмыслить масштабность наступающих времен? Или, быть может, чтобы осуществить эти самые перемены?
Вообще, писать можно долго, приводя какие-то факты, примеры. Но делать я этого не стану. Только потому, что мне нет надобности убеждать в своих мыслях. Кроме того, у меня нет полной уверенности в сказанном выше. И самое главное: у меня нет фактов и неопровержимых доказательств. У меня есть лишь интуиция и ощущение.
Могу заверить в том, что эти мысли появились не во времена финансового кризиса. А существенно раньше.
Так что думается мне, что мы живём в эпоху больших перемен, очевидцами и участниками которых нам предстоит стать. Это очень интересно. Ради этого стоит жить. Жить, создавать и смотреть на меняющейся мир. Мне только до глубины души жаль, что я физически не смогу всего узнать, узнать как есть на самом деле, быть очевидцем будущих величайших научных открытий, исторических событий и явлений. Мы ведь очень многого сейчас не знаем, живём, думая, что истина – это, а на самом деле другое. И узнаем об этом лишь спустя время, которое уже может быть недоступно для нашего физического восприятия.
Впрочем, я бы согласился и на какое-то эфемерное наблюдение. Лишь бы знать что происходит в моём любимом мире.
Знаешь, я стобой согласна насчет перемен в глобальном смысле. Перемены происходят почти постоянно, периоды застоя редки. Однако в некоторые моменты времени они куда ярче и куда сильнее. Сейчас, кажется, именно такой момент. С другой стороны, динамика такова, что с развитием науки и техники, с каждым следующим веком все быстрее меняется мир, его устройство и пр. Нам этим изменения кажется глобальными, а с точки зрения истории, когда-нибудь потом, может быть, будут незначительными. Не верю, что вперед уйдет психология. Достижения достаточно велики, но… как бы это обосновать… Скажем так, никому не выгодно, чтобы люди задумывались о жизни, душе и прочих атрибутах не-потребительского отношения к существованию — не выгодно, кроме самих разрозренных личностей. Это, с одной стороны, показатель сытости населения. А с другой — а то вдруг додумаются до чего-то такого, что потребительское, коммерческое, пользовательское мироустройство перестанет их, прости за тавтологию, устраивать… Так что сильные мира сего, заинтересованные в обратном, даже при возможном возникновении тенденции непременно приостановят процесс. Люди слишком разрознены, чтобы путем субъективным умозаключений сменить существующий стиль жизни. Но. Вот тут как раз я обращусь к одному из следующих твоих пунктов — есть писатели, поэты и философы, которым всегда принадлежали в плане переустройства мира «места в первом ряду». А что касается конкретно России — они ведь всегда были честью и совестью страны… И сейчас они могут помочь, поскольку — мое субъективное мнение — все мы остро нуждаемся в идеологии. В руководстве, как и ради чего жить. Не надуманной, а истинной. Вот только где ее такую взять… А вот нарождающегося слоя мыслителей я не вижу — как бы в противовес тебе. По-моему, культура как раз переживает упадок. Или я чего-то не замечаю? Про полит-экономическое. На самом деле, как ни странно, я вижу острую необходимость в Америке — на данный момент. Если она полностью рухнет, перестав быть сверхдержавой, страны мира не станут равны. Ибо уже на подходе новая сверхдержава — Китай. И вот от этого очень страшно, поскольку все идет к тому, что через н-ное время все станут китайцами, как бы ни смешно это звучало — а я страшная националистка. Войн боюсь и надеюсь, что их удастся избежать. Напряжение есть и оно накапливается, нет? И поэтому перспектива Третьей войны не кажется мне невозможной, увы. И я была бы даже немного за — давно пора сломать существующие порядки. Но человеческие жертвы будут колоссальными, а с этим примириться никак нельзя, хотя политиков в случае чего вряд ли что-то смутит. С другой стороны, как недоэкономист скажу, если вероятность, что после крзиса (который, да, давно зрел) Россия сможет наладить жизнь внутри воих границ и переобразиться. Шанс как всегда не велик, но он есть) Я, признаться, ожидала, что ты напишешь именно о кризисе. Ответила очень путанно, да? Прости, сейчас начало пятого, у меня бессонница, от того такие мудреные конструкции и рваный текст) Ph
Какой обстоятельный комментарий :))) Жаль только, что у тебя бессоница :((( То, о чем ты говоришь — не перемены. А изменения. Перемены — это действительно резкий глобальный скачок. Я говорю о том, что нас ждёт качественно новый мир. Другое функционирование, другие институты и механизмы. Отличные от тех, к коим мы привыкли сейчас. Примеры, когда люди с деньгами корысти ради тормозят научные исследования — действительно есть (трансгенные продукты наприммер). Но деньги не в состоянии будут остановить энтузизам и научный прогресс. Более того, деньгам ВЫГОДНО будет, если психология (да и любая другая наука) уйдёт вперед. Я уже молчу про то, что не всё определяется деньгами. Ты не права. У нас сейчас ооочень много талантливых людей. Если только писатели, то Быков, Новиков, Мамаева, Прилепин, Шаргунов — это новое поколение писателей. Они есть. Наша беда в том, что МЫ их не видим. Мне кажется, эпоха сверхдержав прошла. Будущее за альянсами. Мир идёт к глобализации, но только с ярко выраженным национальным признаком. Я категорически против войны. Категорически. Не бывает войн без крови. Тем более мировых. В руках людей то, преодолеют они кризис и войдут в новый мир с помощью войны, или с помощью серьезных ломок. А у России всегда есть шанс выйти из задницы. Нужно «лишь», чтобы в головах «элиты» были мозги, а не задница 🙂
Знаешь, с одной стороны хотелось бы, чтобы нас ждали такие изменения, с другой — никто не гарантирует, что они нам будут нравиться больше прежних, если произойдут. Новое строить сложно, а уж строить через пень-колоду, как обычно это делается… Ведь никто не сможет поручиться, что «строители» не наделают критических ошибок…. Насчет денег и психологии я не совсем согласна. Деньги — не могут, но большие деньги — могут. Равно как и в психологии. Да, она может развиться, но разовьется только в ту сторону, которая будет выгодна… кому-то, неизвестно пока кому. Вообще, на мой взгляд, лучше б ее не развивать: идеальный мир тот, где психология, как наука, не нужна, когда люди чутки друг к другу и счатливы безо всяких там самокопаний. Для лечения заболеваний — да, непременно. Но что из этих направленний будет развиваться — непонятно, и дай бог, чтобы то, что нужнее. Это не наша беда, Миш. Когда появляются действительно талантливые люди… даже чудь более талантливые, чем их окружение — это становится видно. Может, сверхпопуляности у них не будет, но известность будет точно. И если те люди, которых ты назвал, пока не известны, значит, это еще не тот постзолотой-постсеребрянный век, значит, им пока есть, куда расти над собой. А разве альянсы потом не сливаются в нечто единое? Если это действительно устойчивый, крепкий альянс, через некоторое время старны, в него входящие, начнут терять четко выраженные границы, пусть даже не территориальные, нет? Беда в том, что нас воспринимают как агрессора. И если мы не сможем выиграть информационную войну, а это сомнительно, то всегда найдутся те, кто кинет в нас не камень, но ракету — если мы в чем-то проявим слабость. Я практически уверена, что наша страна едва ли выберет пусть войны — нам это слишком хорошо знакомо, и все-таки у нас не тот менталитет, и все-таки у нас не ведется информационная операция-подготовка по настраиванию населения на путь войны — за что спасибо властям. Но если кто-то другой развяжет войну… перспектива неутешительная. =)) Я б так добавила к твоим словам: одаренных людей называют «золотыми головами». Пусть наша элита будет не золотыми, но хотя бы головами, а не задницами 😀 Отвлекусь немного. Честно признаюсь, с трудом вижу развитие событий в долгосрочной перспективе. Особенно в мировой политике и в науке в целом. Ведь пристально рассматривать с более менее серьезной т.з. я могу только эконокику, которую вообще весьма сложно предсказать. Единственное, что, как мне кажется, должно случиться наверняка — упадут до настоящих уровней беспричинно завышенные цены (на квартиры, машины, футболистов :D). И ведь это плюс… Хотелось бы верить, что плюсов будет больше…
Что ты имеешь ввиду под критическими ошибками? А новом большинству не будет нравится. Так всегда и бывает. Это нормально. И большие деньги тоже не смогут! 🙂 Т.к. повторюсь, это в интересах больших денег — развитие науки. Я не верю в такое строго корыстное развитие мира. Ну, то, что ты не видишь этих людей — не говорит о том, что они не талантливые. (Не обижайся на эту фразу 😉 ) Их время ещё впереди 😉 Начнут терять границы — этоже здорово! Беда в том, что мы ведем себя агрессивно и по-хамски. Упадут цена на машины — это конкретика. Недавно прочитал мнение, что капитализм изменится по своей сути. Может стать более государственным.