В "Лицее" вышел прекрасный материал Юлии Свинцовой о том, как она добивалась — годами! — материалов по делу о своем репрессированном деде. Как представители органов госбезопасности, исходя не из чувств добропорядочности и чести, а текущего исторического момента и настойчивости Юлии Германовны, со скрипов но всё-таки выдали спустя много лет материалы по её уже давно реабилитированному деду.
Не хочется всё пересказывать. Просто почитайте каких людей расстреливало советское государство, как шла борьба буквально за каждую страницу правды — http://gazeta-licey.ru/blogs/juliasvintsova/item/6062-ishhu-deda
Но хотел бы обратить ещё на один момент, он всплыл в комментариях к материалу. В России действует закон "О реабилитации жертв политических репрессий" от 1991 года с поправками в 2003 г. Этим законом предусмотрена компенсация за изъятое в ходе репрессий имущество. Насколько всё-таки оскорбительны эти компенсации! Цитирую:
При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.
Так-то. Рассказал анекдот про усатого Бесовича, донес на тебя твой друг или шестерка, и в лагеря, а то и 9 грамм в затылок. Семья твоя — члены врагов народа. А изъятое имущество вернут спустя десятилетия в таких уменьшенных размерах, что и помянуть невинно репрессированного по достойному сложно.
P.S. В материале ещё есть фото "расстрельного дела" за подписью в т.ч. Сталина. Когда говорят, что он правильно делал, что расстреливал и сажал, у меня вопрос: "ладно себе подобных Ежовых и Ягод, но вот таких-то, как Павел Павлович Котиков — за что?"…